Определение счастья

Большинство людей пережили такой момент, когда если бы их кто-то спросил, они бы могли сказать: я счастлив! Но если бы кто-то спросил вас, счастливы ли вы не в данный момент, а в течение какого-то более длительного отрезка времени, то такой вопрос нацелен немного в другую область.
В этом случае, мы не имеем в виду ощущение в данный, конкретный момент, а более долговременное, «отраженное» счастье. Такое счастье является результатом нашего мышления, наших ожиданий, воспоминаний. Разница между этими двумя видами счастья является ловушкой для большинства исследований на эту тему.

Исследователь в области психологии счастья Михаэль Цикцентмал обнаружил, что предельные моменты мы чувствуем, как будто мы погружены в какую-то деятельность и ничего другого не воспринимаем. То есть все наше восприятие сосредоточено текущем моменте. В данном случае речь идет о первом виде счастья.

Чтобы от таких моментов у нас что-то осталось, важно во первых вовремя осознавать эти моменты, во вторых откладывать их в памяти.
Чтобы чувствовать больше счастья, я предлагаю, развивать внимательность, чтобы воспринимать детали, которых мы до сих пор замечали.  Этому способствует например медитация, а так же искусство, которое способствует развитию восприятия.
Другой, способ «увеличения счастья», когда к пережитому возвращаемся снова, и снова переживаем чувства, связанные с этим вспоминанием: что мы пережили, что было интересного, что мы чувствовали.

Таким образом, мы создаем мост к другому, «отраженному» счастью, которое является скорее функцией нашего мышления о вещах, и нашего осознания, чем счастливым стечением обстоятельств.

Как измерить счастье?

Если мы спросим кого-то, как он в целом себя чувствует, то выяснится, что каждый под счастьем подразумевает и представляет нечто иное. Это понятие весьма относительное. Быть здоровым — это счастье, но разве здоровый человек счастлив только потому, что он здоров? Или он должен столкнуться с угрозой заболевания, чтобы начал ценить здоровье?

Такое счастье часто является результатом сравнения с другими ситуациями. Это возможно объясняет, почему счастье не столько зависит от того, сколько именно мы зарабатываем, а скорее от того, что мы имеем по сравнению с людьми из нашего окружения. Это как если бы деньги определяли оценку собственного достоинства.

Поэтому так незначительна связь между экономической ситуации в стране и уровнем счастья ее жителей. Если абсолютно каждый будет хотеть зарабатывать больше чем другие, то это на ощущение счастья никак не повлияет. Более значимыми для счастья, являются базовые ценности, которые мы осознаем и которыми живем.

Обучение счастью

Еще одно интересное свойство счастья — мы может воспринимать счастье как стечение внешних событий и обстоятельств, а затем мы можем ощущать его или нет, вне зависимости от наличия или отсутствия этих обстоятельств.

Или же счастье можно рассматривать как чисто внутреннее ощущение, или даже как способность или умение жить счастливо.
Эту способность можно тренировать. Влияние на ум и ощущения изнутри является хорошей альтернативой тому, чтобы влиять на мысли внешними обстоятельствами.

Так можно предположить, что счастье может делиться и расширяться, потому можно наблюдать не только счастливых отдельных людей, но и счастливые семьи. К сожалению, не так просто различить, за что ответственны гены, а за что развитая определенным образом жизненная позиция.

Гены вероятно влияют на склонность к определенному типу настроения, а так же связанны моментальным, переживаемым счастьем. При долговременном, «отраженном» счастье, может идти речь о развитой, «натренированной» привычке быть счастливым.

Можно ли помочь другим стать счастливыми?

Мы можем своим счастьем влиять на наше окружение, но скорее личным примером, чем убеждением. Поэтому я вижу возможность «привести» кого-то к счастью, несколько ограниченной. Скорее, мы можем вдохновить человека на поиски счастья. Таким образом, мы приходим к вопросу личной активности, организованности и жизненной философии.

Даосизм ассоциирует мудрость с недеянием, как если бы мудрый человек понял, что он не может изменить законы мироздания и поэтому должен принять мир таким, какой он есть. Другие направления подчеркивают деятельность, восприятие, готовность изменить положение вещей.

Какой же путь ведет к счастью? Я думаю, что истина как всегда, где-то посередине. Как сказано в молитве, авторство которой приписывают целому ряду различных мыслителей: «Дай мне силы изменить то, что я могу изменить, терпение, чтобы принять то, что я не могу изменить, и мудрость, чтобы отличить одно от другого.