Наша культура воспринимает мир слишком материально. Поэтому вести разговор о мудрости сердца, это примерно то же самое, что пытаться представить влюбленные клетки мозга.

Как видит взаимодействие разума и сердца восточная философия?

Сегодня мы рассмотрим лишь два аспекта, неразрывно связанных между собой — это доверие и мудрость или вера и познание. Казалось бы знакомые понятия, что такого необычного в них может содержаться? Но на самом деле сложно представить, насколько они сложны и многогранны.

Но посмотрите на них внимательнее, с позиции самопознания. Даже если к теме самопознания и личностного роста, вас привело стремление быть более успешным в карьере, лучшим отцом или мужем. Да даже просто более гармоничной личностью, не важно, почему вы заинтересовались этим вопросом, главное, что заинтересовались.

Многие из нас ощущают потребность каким-то образом работать над собой, развиваться, познавать себя, закономерности жизни, законы вселенной. Мы хотим понять, что к чему, в чем смысл жизни и смысл нашего предназначения. В подобных стремлениях, уже содержится какое-то понимание, что есть нечто, с чем надо что-то делать.

В качестве одного из подобных стремлений к познанию, буддисты видят неудовлетворенность бытия, которое запад часто ошибочно переводит как страдание. Но это не просто физическое или душевное страдание и боль, которые нам хорошо известны, это нечто большее, это всевозможные проявления страданий, включая чувства страха, неуверенности, бессмысленности, бренности.

Так же необходимо обладать определенной мерой уверенности, веры в правильность пути самопознания и работы над собой, иначе бы мы к этому никогда не пришли. Нужно верить в учение, науку, традицию, методику, наставника и не в последнюю очередь в самого себя.

Кто-то к этому приходит сердцем, кто-то разумом. Оба способа правильны. Эти подходы будут постоянно переплетаться, дополняя друг друга, иногда противостоя друг другу на пути нашего самопознания. Желательно работать с ними обоими, так как только в совокупности они дают целостный эффект.

Если работать над собой, то результаты обязательно будут. Хотя они не всегда будут соответствовать ожиданиям.
В любом случае это опыт, посредством которого, мы получаем новое мировоззрение и мудрость. Точно так же, через наши переживания и опыт, растет наша вера в правильность выбранного пути и вера в самих себя. Препятствия и трудности на этом пути рано или поздно возникнут у каждого. И именно они покажут, насколько глубока наша мудрость и сильна наша вера.

В подобные моменты, может выясниться, что оба способа познания находятся в сильном дисбалансе. Только разумом, через рациональное понимание этого не достичь. Мы будем лишь думать, что работаем над собой, без реального задействования глубин самопознания. Зато начитавшись книг, будем с видом экспертов рассуждать о высоких материях и свысока смотреть на «примитивных созданий», которым «не дано» понять столь глубокие вещи.

Опасность подстерегает нас и с другой стороны, — при чрезмерном увлечении подобными вещами, мы можем превратиться в фанатиков «единственной правильной веры» и со снисходительной улыбкой или даже агрессивно, будем отстаивать свою позицию.

Буддисты утверждают, что мудрость и доверие, являются качествами, которые должны дополнять и уравновешивать друг друга. Ведь как известно, чрезмерность чего угодно вредна. Существуют определенные техники, как развить ту или иную способность.

На мудрость направлены характер бытия, временность материальных ценностей, страдания.

Развитию сердца посвящены медитация, любовь, сопереживание, деление радостью.

Главное, что и мудрость и доверие, как и любое другое качество можно целенаправленно развивать.

Настоящая мудрость, приобретенная с годами практики, терпения и развития себя, постепенно образует с доверием одно целое. Это можно назвать познание сердцем.

Познание — это не только интеллектуальное восприятие и не только чувствование. В буддистской философии, сердце является центром нашего бытия, источником чувств и мыслей. Сердце означает основу. На пути сердца, мы стремимся познать свое сердце таким, какое оно есть. Познать самих себя, познать пустоту и тишину, которые в нас, которые с нами были и всегда будут. И будут даже тогда, когда нас уже не будет.