Стратегия, когда можно было получить образование, найти работу и проработав всю жизнь выйти на пенсию, осталась в 19 веке. Уже во второй половине 20-го этого стало не достаточно. А что же говорить о 21 веке?
Современный мир меняется настолько быстро, что учиться приходится постоянно. Поэтому стоит задуматься, как сделать обучение более эффективным. Рассмотрим 8 идей на эту тему:

1. Учеба — занятие весьма не легкое, а иногда даже очень тяжелое, поэтому подходить к вопросу нужно довольно основательно. Если вы действительно хотите учиться эффективно, то придется оставить практически все, что не имеет отношения к учебе. Тут необходимо понимать разницу, учиться, чтобы знать или чтобы сдать экзамен. Сегодня я с улыбкой вспоминаю свои попытки в ночь перед экзаменом выучить все, что проходили в течение семестра. Ночь длится 8 часов, и пытаться усвоить за это время материал целого курса попросту смешно.

Не секрет, что самое эффективное время для учебы — раннее утро. Поэтому вместо бессонной ночи, лучше раньше лечь спать и пораньше встав, заняться учебой. Ну а если придерживаться подобной техники не только перед экзаменами, а постоянно, то эффективность вашего обучения, повысится на порядок.

2. Есть различные техники учебы по времени. Например 15-20 минут активной учебы, 3-5 минут перерыв, снова 15-20 минут учебы, снова перерыв. В этом есть определенный смысл. Наш мозг, наиболее продуктивно воспринимает информацию лишь первые 15 минут. Затем уровень восприятия постепенно снижается. А пятиминутный перерыв позволяет мозгу отвлечься от учебы, переключив внимание на что-то другое. А затем с новыми силами, снова активно воспринимать информацию. Время затраченное на перерывы, оправдается качеством восприятия информации после перерыва.

Или можете попробовать технику «Помодоро», при которой, вы учитесь максимально долго, пока мозг способен воспринимать информацию. Затем делаете перерыв минут 15. Затем снова, максимально долгий рывок учебы и так далее. Попробуйте обе техники и выберите, какая вам больше подходит.

3. Важным фактором является так же обстановка, в которой проходит учеба. Учеба дома, заведомо менее эффективна, чем в классе или библиотеке. Дома слишком много отвлекающих факторов, а строгая обстановка библиотеки или учебного класса, не только мотивирует вас к учебе, но и дисциплинирует.

4. Важно так же максимально ограничить отвлекающие факторы. Отключить телефон, убрать все лишнее. Можно даже использовать специальные наушники или затычки для ушей, чтобы оградиться от любых посторонних звуков. Если компьютер в данный момент непосредственно для учебы не нужен, выключите его. Оставьте только то, что действительно необходимо.

5. По возможности исключить или максимально ограничить алкоголь. Конечно в молодые студенческие годы, это практически не реально, но попробовать стоит. На счет курения вопрос сложный. Поскольку я не курю, не могу ничего сказать из своего опыта. Большинство исследований утверждают, что курение вызывает ухудшение снабжения мозга кровью. Однако некоторые видят в курении своего рода медитацию и утверждают, что качественный табак, наоборот помогает сосредоточиться. Решать конечно вам, но я думаю дышать дымом вряд ли поможет в учебе.
6. Очень полезно использовать календарь и вести дневник, записывая все свои действия, сроки их исполнения, планы и задачи на будущее. Во-первых это дисциплинирует, во-вторых помогает правильно планировать время и действия. Согласитесь, не лучший вариант, с удивлением узнать, что экзамен оказывается завтра.

7. Так же, нельзя забывать, что любое учебное заведение управляется людьми, поэтому человеческий фактор играет решающую роль. Нужно понимать, как работает система, и уметь оказаться в нужное время в нужном месте (или рядом с нужным человеком). Речь здесь идет не только об успешной сдаче экзамена, а о получении дополнительной информации, которой нет ни в учебниках, ни на лекции. Когда я учился на факультете менеджмента, то один лишь вопрос по контрольной работе, который я задал в течние семестра нашему преподавателю, и на который она ответила буквально парой фраз, помог мне понять все то, чего я не понимал в данной теме. И как ни странно, именно этот вопрос мне попался на экзамене. Нужно ли говорить, что экзамен я сдал без проблем? Причем я не особо и готовился. Просто в свое время, получив ответ на свой
вопрос, понял базовые вещи, и рассказать что-то по этой теме на экзамене стало совсем легко.

8. Еще одна важная вещь — написание. Я не имею ввиду шпаргалки, хотя они позволяют без серьезной подготовки сдать экзамен. Один из наших преподавателей даже поощрял шпаргалки, говоря, что хорошая шпаргалка требует затрат времени и знакомства с материалом, то есть изготовление шпаргалок — тоже подготовка к экзамену.

Но я имел ввиду другое. Написание — то есть задействование мышечной памяти, здорово помогает запоминать информацию. Я не призываю вас переписывать все учебники, но записать важные моменты очень полезно. Да, это скучно и нудно, но дает хороший результат.

Ну и самое главное — помните, что цель учебы — не сдача экзамена и получение диплома, а получения знаний, которые потом можно применить на практике.