Школа является настолько привычной и естественной составляющей нашей жизни, что без нее мы не представляем себе образование. Но насколько школа необходима?
Чему она учит и к чему нас ведет?

Давайте представим обычный день в обычной школе. Уже прозвенел звонок, ученики расселись по местам, ждут учителя, который еще в учительской допивает чай, и которому не особо хочется идти в класс. Наконец учитель входит в класс, и начинается ужасно скучное повествование, которое нужно записывать именно так, как говорит учитель, даже если что-то (или все) не понятно. А если вдруг кто-то перестанет писать, так учитель тут же обратит на это внимание, поинтересовавшись, почему не пишешь, или спросив «ты что, лучше меня все это знаешь? Может выйдешь сюда и расскажешь, а мы послушаем». Знакомо? Думаю многим.

Понимаете, о чем я говорю? В такой ситуации, дети не то чтобы ограничены, а полностью блокированы в своем стремлении развиваться и вынуждены делать то, что от них требуют, даже если вся их природа противится этому. Тем не менее, преодолевая огромное внутреннее сопротивление, они вынуждены делать то что не хочется, просто потому что так принято. Я не говорю что образование не нужно, совсем наоборот. Но подобный подход напрочь убивает креативность и снижает уровень внутренней свободы, делая из человека робота. Ведь зачем нужны творческие, способные мыслить люди? Нужны лишь исполнители чужой воли, биомасса, которой легко управлять.

Почему учитель не подает материал интересно? Почему не позволяет делать записи так как удобнее, а не так как хочет учитель? Почему записи диктует? Не лучше бы было, если бы имел конспект в виде презентации, которую дополнительно бы комментировал?

Конечно есть исключения, но в основном, ситуация выглядит примерно так. Помню даже в институте, преподаватель философии, вместо развития собственного мышления, требовал лишь зазубрить, что по тому или иному поводу говорил Сократ, а что Платон. Конечно ознакомиться с идеями известных мыслителей интересно и полезно, но только лишь чтобы развивать собственную философию, а не тупо пересказывать зазубренные чужие мысли. И это в институте! Что уж говорить о школе?

То есть нужно дословно придерживаться инструкций, быть хорошо дрессированной обезьяной (или машиной). Благодаря такой системе образования, школа делает из нас хороших исполнителей, без намека на креативность и без стремления сделать что-то по другому, а не так как того требует система. Ну а дальше, нас ведут к тому, чтобы мы были просто частью серой безликой массы, которая только ходит на работу и ждет выходных.

Почему бы не позволить ученикам самостоятельно думать, развиваться, искать не стандартные решения? Не действовать по шаблону, а проявить творчество.